Роль педагога в создании условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ОВЗ

5 октября  — Всемирный день учителя и хотим рассказать о роли учителей и педагогов в создании условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью. 

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается.    Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру».

Появление на свет ребенка с особенностью в развитии или когда ребёнок становится инвалидом, это всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша… Но к сожалению, никто не застрахован от несчастного случая и врачебной ошибки и эта трагедия случилась! Как жить? Что делать? Куда обращаться? Мир мамы и семьи перевернулся и конечно важно вовремя оказать такой семье помощь и поддержку, понять и принять. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Появление  ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко родители впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания «особенного» ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе  ребенку с ОВЗ или с инвалидностью трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ или с инвалидностью обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении, на сегодняшний день сейчас стоит острая проблема создания специальных условий и доступной среды для получения образования таких детей. Для формирования целого ресурсного класса или группы в саду  для детей с инвалидностью и ОВЗ необходимы не только специальные условия и программы но и расширение штата специалистов и учителей и их качественная переподготовка. 

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • изолированность родителей  от родительской общественности, отсутствие  контакта ребенка со сверстниками;
  • страх,  опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
  • отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
  • нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми, также важна и смена обстановки отличной от дома. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»   (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания такого ребенка, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать  ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы  учителя  зависит,   насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные  принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

  • 1) принимать учеников с  ОВЗ  «как любых других детей в классе»,
  • 2) включать их в одинаковые виды деятельности, ставя  разные задачи и подбирать способы их выполнения исходя из особенностей психофизического развития ребёнка,
  • 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
  • 4) использовать и другие формы коллективного участия — игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества  педагогов  с родителями следующие:

  • 1) Психолого-педагогическое просвещение родителей  (родительские университеты; конференции и др.)
  • 2)Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс  (дни открытых дверей;открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.)
  • 3) Участие родителей    в управлении  учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса  в работе родительского комитета и др. )

Основными формами взаимодействия  с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная  работа.

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Алла Долматова, педагог по русскому языку, специалист по декоративно-прикладному искусству, арттерапевт, поделилась: «Важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.». 

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, БЕСЕДЫ. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями    всего класса   с  целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей   детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Фото с занятий 4 октября 2022 по декоративно-прикладному искусству «Мастер-класс по изготовлению броши».