С этой проблемой в наш фонд обратилось несколько родителей.
Почему такая проблема существует и как ее можно решить?
Детский психолог- Клавдия Иванова
Логопед — дефектолог, специалист по двигательной коррекции — Екатерина Иноземцева
Пищевая избирательность или нарушения пищевого поведения:
Любое поведение служит определенной цели.
У него есть функция и причина.
Все виды поведения что-то сообщают.
Что означает проблема избирательности в пище?
Расскажем об этом.
Начнем с определения. AFRID – нарушение пищевого поведения у ребенка, когда ребенок избирательно питается, то есть совсем не употребляет некоторые виды пищи. Заметьте, если ребенок ест все, кроме 3 – 4 определенных продуктов это не является нарушением пищевого поведения.
Проблема чрезмерной избирательности в пище у детей чаще всего приводит к серьезной ограниченности рациона, ребенок может отказываться от еды, есть только некоторые и/или строго определенные виды продуктов, соблюдать всевозможные ритуалы, связанные с самой едой и приемами пищи.
Иноземцева Екатерина, поделилась: «Избирательность в пище и ограниченный пищевой рацион – частая проблема у детей с аутизмом и РАС, но встречается не только у них, но и у многих современных детей. От 10-30% родителей обычных детей и от 50-70% родителей детей с аутизмом сообщают, что у их детей есть проблемы с расширением рациона и использованием некоторых продуктов. Для решения проблемы расширения пищевого рациона необходимо посмотреть на нее с нескольких сторон одномоментно. Данная проблема может иметь медицинское, поведенческое, сенсорное или рефлекторное основание. Далее поговорим о каждом из этих оснований отдельно».
С чего начинать? Начинать необходимо с медицины!
Избирательное пищевое поведение с точки зрения медицины.
В первую очередь, необходимо исключить медицинские проблемы. В большинстве случаев, когда избирательность в еде носит явно болезненный характер и мешает ребенку нормально существовать в обществе, необходимо комплексное сопровождение пациента, включающее наблюдение невролога (а в некоторых случаях и психиатра, если проблема носит явно психиатрической характер, например депрессия или ОКР), гастроэнтеролога, диетолога и других врачей, которые смогут исключить соматические заболевания касающиеся проблем пищеварения, ведущие к появлению избирательности, а иногда аллерголога.
Избирательное пищевое поведение с точки АВА терапии.
Если с медицинской стороны нет никаких причин для такого поведения идем к следующим специалистам, а именно аналитикам работающем в поведенческом подходе. В этом случае, родителей попросят заполнить формы ДПП во время процедуры приема пищи и проводят анализ пищевого поведения, предшествующих факторов и последствий.
Если специалист выявит, что данная проблема является исключительно поведенческой, он порекомендует методы, которые максимально эффективны при работе с поведением. В случае избирательного питания, можгут быть предложены следующие стратегии работы с ребенком:
- — положительное подкрепление — после того как ребенок попробует кусочек непривычной или нелюбимой пищи предоставлять ему: похвалу, лакомство, доступ к любимым игрушкам или занятиям;
- — гашение, метод к которому часто прибегают в подобных случаях. В эту стратегию входит намеренное игнорирование нежелательного поведения ребенка во время приема пищи (истерики, уход из-за стола, расшвыривание пищи) и предоставление позитивного внимания в ситуации, когда ребенок ведет себя как следует, спокойно ест то, что предлагают. В некоторых случаях ребенку не разрешают вставать из-за стола, чтобы он не имел возможности избежать самой процедуры приема пищи;
- — снижение интенсивности стимула – смешивание любимой пищи и новой, или неприятной, сочетание небольшой порции нового продукта и большого количества любимой пищи (например, 10% нового и 90% любимого).
Если поведенческий специалист не может определить данную проблему как поведенческую, по следующий специалист, которому необходимо обратиться это сенсорный терапевт или эрготерапевт.
Избирательное пищевое поведение с точки зрения сенсорной терапии.
Специалисты, работающие в рамках терапии сенсорной интеграции или сенсорного подхода это эрготерапевты либо терапевты СИ. Работа в данном направлении затрагивает большое количество сенсорных дефицитов ребенка. Сенсорное развитие на таких занятиях сочетается с моторно-двигательной активностью и нагрузкой, которая способствует облегчению обработки сенсорного стимула. Сенсорный терапевт анализирует, что именно мешает ребенку полноценно питаться: проприоцептивные, тактильные или иные проблемы вызванные нарушением обработки сенсорной информации. Прежде всего специалист должен определить, что ребенок точно будет кушать, а что даже не станет пробовать. Какие вопросы решает сенсорный терапевт: избирательность текстуры пищи, температурная избирательность (ребенок ест только горячую или только холодную пищу), ребенок набивает полный рот еды и долго держит ее во рту, ребенок не жует и др. Таким образом, сенсорный терапевт или эготерапевт обучают родителей принимать в расчет сенсорное воздействие самой пищи на ребенка. В эту же категорию, чаще всего относят и проблемы самостоятельного прием пищи ребенком. Неумение удерживать ложку и вилку, пить из кружки, употреблять жидкую пищу. Также пищевая избирательность может быть связанна с низким тонусов мышц и неумением ребенка откусывать передними зубами или жевать на задних зубах.
В рамках данного подхода используются игры на развитие глубокой чувствительности ротовой полости, иногда используются игры с продуктами. Если проблема в текстуре пищи, то будет рекомендовано вводить новые продукты и, соответственно, новые вкусы в пюреобразной форме, избегать смешанных блюд.
Избирательное пищевое поведение с точки зрения интеграции детских базовых рефлексов.
Еще один специалист, который может быть включен в работу с детьми, имеющими нарушения пищевого поведения — это специалист, занимающийся интеграцией детских базовых рефлексов (MNRI, БТРД, ТРД и др. методы). Какие трудности могут вызвать не интегрированные детские базовые рефлексы?
Разберем на примере ладонно-ротового рефлекса Бабкина.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании большим пальцем на ладонь младенца, он поворачивает голову в сторону этой руки и открывает рот. В норме этот рефлекс появляется сразу после рождения и исчезает (интегрируется) примерно в 3-4 месяца. Отсутствие рефлекса в возрасте 0-4 месяцев говорит о поражении центральной̆ нервной̆ системы ребёнка и требует тщательного обследования у невролога. Патологией̆ также является сохранение рефлекса не только на первом году жизни, но и в более старшем возрасте.
Так, признаками не интегрированного рефлекса Бабкина могут быть такие нарушения у ребёнка, как:
- — Синкинезии рук и рта, когда ребёнок, например, при письме открывает рот и двигает языком;
- — Речевые нарушения, например, дизартрия;
- — Постоянно открытый̆ рот;
- — Сосание пальца;
- — Обильное слюноотделение;
- — Слабое развитие мышц в рото-лицевой области;
- — Слабое развитие координации «рука-рот», влияющих на функции еды;
- — Сложности с завязыванием шнурков и застёгиванием пуговиц.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что каждый случай уникален и в нем необходимо разбираться. Нет универсальной методики или средства, подходящего для всех детей. Всегда необходимо искать причину поведения и лишь на основании ее анализа выстраивать программу коррекции, абилитации и развития.
Записаться на приём можно по телефонам: +7 929 910-41-12 , +7 926 551-99-63