Дисграфия. Диагностика и обследование детей с дисграфией. Занятия с логопедом

В первой четверти учебного года родители некоторых младшеклассников могут получить приглашение на приём от школьного логопеда. Одной из причин приглашения может быть выявленная у ребёнка дисграфия – нарушения письменной речи.
Выявляется она по результатам контрольных диктантов, предлагаемых учащимся 2-4 классов в сентябре. Детям, в диктантах которых выявлены специфические дисграфические ошибки, необходимы коррекционные занятия, для проведения которых требуется всестороннее исследование состояния речи ребёнка. Что же представляет собой это исследование?

Иноземцева Екатерина, логопед-дефектолог фонда поделилась: «На первичном приёме логопед проводит сбор анамнестичных данных. Необходимо выяснить, какие обстоятельства могли повлиять на отставание в развитии речи. После этого собирается речевой анамнез. Необходимо выяснить, занимался ли ребёнок с логопедом, и с какими результатами. Важным моментом обследования является сбор данных о состоянии слуха, зрения, общей и артикуляционной моторики, особенностях познавательной деятельности ребёнка. При обследовании общей моторики определяется возможность удерживать заданное положение на протяжении определённого времени, плавность движений, отсутствие напряжения. Очень важным является результат обследования мелкой моторики. При обследовании состояния артикуляционной моторики учитываются особенности строения частей артикуляционного аппарата: губ, зубов, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки. После этого ребёнку предлагают повторять артикуляционные упражнения, которые показывает логопед. Во время оценивания моторики учитываются точность и объём выполняемых движений, изменение тонуса артикуляционного аппарата, возможность удерживать артикуляторное положение. При коррекционных занятиях в нашем центре используется комплексный подход, направленный на межполушарное взаимодействие головного мозга ребенка и использование современных эффективных аппаратных устройств и программ, специально разработанных Институтом детства МПГУ (Московский педагогический государственный университет). Институтдетства был образован в 2014 году как структура, объединившая ряд кафедр, обеспечивающих подготовку педагогов-дефектологов и педагогов начального образования. В состав Института входят дефектологический факультет, факультета начального образования, кафедра психологической антропологии. Для организации практико-ориентированных занятий и формирования профессиональных компетенций студентов. Программные комплексы по коррекционно-развивающие и психолого-педагогические занятиям  проводятся с использованием ПО и ПК ООО «МЕРСИБО», подробно здесь О нас | Развивающие игры Мерсибо (mersibo.ru)».

После обследования состояния артикуляционного аппарата, логопед проводит проверку устной речи ученика. Проверяется произношение гласных и согласных звуков, обращается особенное внимание на замены и путание звуков. Обращается внимание на то, создаёт ли ребёнок слоговую структуру слова, правильно ли употребляет ударение.

При обследовании состояния фонематического восприятия и звукового анализа ребёнку предлагаются такие задания:

  • — определить количество и последовательность звуков в словах;
  • — определить место заданного звука в разных словах;
  • — назвать общие звуки в разных словах;
  • — назвать отличные звуки в похожих словах;
  • — подобрать слова на заданный звук;
  • — подобрать рисунки на заданный звук.

При обследовании лексико-грамматической системы речи учитывается объём активного и пассивного словарного запаса, преимущественно используемые части речи, правильность употребления слов согласно их значений. Анализируется структура предложений, которые использует ребёнок (простые, распространённые, сложные), а также правильность построения высказываний. Специально подобранные задания дают возможность выявить аграмматизм в согласовании слов в роде, числе, падеже.

Обязательным элементом обследования является проверка связной речи ученика. Ребёнку предлагается серия рисунков или сложный сюжетный рисунок, по которым он должен составить краткий рассказ.

Как правило, у детей-дисграфиков это задание вызывает наибольшие трудности. Они просто составляют несколько простых распространённых и нераспространённых предложений по содержанию рисунков, но не могут связать их между собой так, чтобы вышел целостный рассказ.

Обследование состояния психических процессов ученика проводится как на первичном приёме, так и во время коррекционных занятий. Детям предлагаются игры на проверку и развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-пространственных представлений.

По результатам всестороннего обследования состояния речи проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии у ребёнка.

Записаться на приём можно по телефону:
+7 926 551-99-63, +7 929 910-41-12.
Занятия проходят по адресу: г. Москва, ул. Б. Академическая, д. 22 Б
Сменная обувь обязательно!