Нейропсихологическая диагностика и занятия с нейропсихологом

Значение и методы нейропсихологического исследования позновательных процессов при различных видах ДЦП.

Изучение многоуровневой иерархической организации психических процессов и функций при дизонтогенезе требует не только возрастного, но и тщательного структурного анализа. Еще в исследованиях Л.С. Выготского (1956) подчеркивалось, что в эволюционном развитии высших центров низшие (более старые) центры не утрачивают своего назначения, но начинают функционировать в новом режиме под управлением высших центров. Эти теоретические предпосылки чрезвычайно важны в анализе психических функций при раннем поражении мозга, когда функциональные структуры еще не сформированы, например при ДЦП.

Э.Г. Симерницкой (1985) на основе обобщения результа-тов нейропсихологического исследования психических про-цессов при повреждениях головного мозга в детском возрасте были подтверждены положения Л.С. Выготского о том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций, у детей являются иными, чем у взрос-лых, и в процессе онтогенетического развития изменяется не только структура психической функции, но и ее мозговая организация.

Светлана Лебедева, нейропсихолог фонда поделилась: «Нейропсихологический подход при изучении высших психических функций у детей с очаговыми поражениями головного мозга позволил приблизиться к решению важнейших вопросов, связанных как с общими принципами мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. Развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколько интеграцию различных отделов головного мозга, обеспечиваемых формированием межполушарных и внутриполушарных связей.

Вместе с тем знание особенностей мозговой организации ВПФ, а также формирования в онтогенезе функциональной асимметрии мозга в условиях его раннего поражения чрезвычайно важно для понимания пластичности и восстановительных способностей мозга при коррекции и реабилитации детей с различной патологией мозга».

Таким образом, у детей с ДЦП выявлены «факторы риска» дисграфии (различные виды нарушений праксиса), дискалъкулии (дисфункции пространственных представлений), дислексии (речевые нарушения), которые, безусловно, влияют на будущую школьную успеваемость ребенка.
Анализ топической локализации мозговой недостаточно-сти (см. рис. 9) у детей, перенесших перинатальные вредности и развивающихся в условиях ДЦП, демонстрирует дисфункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной степени лобно-теменно-височных его отделов, которые более уязвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. Недостаточность функций затылочных долей отмечается у меньшего числа обследованных детей.

Нейропсихологический анализ ВПФ у детей школьного возраста с ДЦП позволяет разработать индивидуальные программы их обучения и психолого-педагогического сопровождения в ходе коррекционно-развивающего процесса.

К каждому ребенку с ДЦП необходим особый подход как с медицинской, так и с психолого-педагогической точки зрения. Хотя детский мозг и обладает большой пластичностью, полное восстановление или компенсация нарушенных функций происходит далеко не всегда (это зависит от многих факторов — возраста и индивидуальных особенностей ребенка, генеза и распространенности поражения и т. д.), психологическая коррекция также может не привести к желаемому результату. Необходим индивидуальный подход к обучению таких детей, учет последствий заболевания, а не перевод их в специальные классы из-за плохой успеваемости по отдельным предметам, чтобы не тормозить дальнейшего интеллектуального развития.

В старших классах специальных школ для таких детей нужно предусмотреть возможность продол-
возрастной анализ формирования психических функций у школьников с ДЦП показал, что с возрастом у них наблюдается тенденция к интеграции отдельных психических функций в общей структуре интеллекта. Однако у них отмечается более низкая динамика в их развитии по
Сравнению со здоровыми детьми. Кроме того, сам процесс формирования интеллектуальных функций носит качественно иной характер, чем у здоровых школьников. Это проявляется в высокой значимости энергетических характеристик; в развитии общего уровня интеллекта, в автономном развитии вербальных функций, в их недостаточной взаимосвязи с невербальными функциями, в слабой подвижности психических функций в процессе их формирования. Все это находит свое выражение в диспропорциональном развитии интеллекта у детей с церебральным параличом.

Нейро-психологические методы исследования у здоровых и школьников с психическим дизонтогенезом позволяют подойти к решению важнейших вопросов, связанных как с общим принципом мозговой организации психических процессов, так и с закономерностями их формирования в онтогенезе.