19 мая 2023 года состоялись комплексные коррекционно-развивающие занятия с детьми с инвалидностью, в том числе с детьми — сиротами, воспитанниками социального центра при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.
Занятие было организовано с инструментами арт-терапии и альтернативных средств коммуникации, включало в себя несколько форматов и различных методов декоративно-прикладного искусства. Дети познакомились с миром животных Африки, создали с помощью специальной техники рисунки животных, а также проведены занятия по коммуникации в игровой форме.
Данный формат занятий специально составлен специалистами фонда по коррекционно-педагогическому и психолого-педагогическому направлению и носит коррекционно-развивающий характер.
Информационная справка о методах и целях арт-терапии для детей.
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты: Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека.
Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.
Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру».
В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения и в процессе деятельности во время занятий.
Иноземцева Екатерина, вице — президент фонда, специалист по коррекции, поделилась: «На наших занятиях Арт-терапии дети учатся работать в группе, коммуникации, приобретают навыки самостоятельности и мы стараемся составить программу занятий так, чтобы детям было интересно и желание создавать своими руками инструментами творчества, у детей развивается моторика, логика, мышление и пространственные отношения, а также они познают мир. На наших занятиях занимаются не только воспитывающиеся в семьях, но и дети — сироты из социального центра и они с радостью посещают занятия».
Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках.
Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.
Компетенции имеют комплексный состав: когнитивные — знания, которые усваивают дети; деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике; рефлексивные — трансформация новых знаний в умения.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?
Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Снижение уровня стресса. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств. Преодоление возрастных кризисов. Решение семейных конфликтов. Повышение навыков коммуникации. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания). Проработка психологических травм. Преодоление фобий.
Принципы интерпретации в арт-терапии
Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии.
Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает. «В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».
Этапы арт-терапии
Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
Основной этап — работа с ребенком.
Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор. Завершающий этап (терминация).
Мероприятие организовано фондом в рамках коррекционно-развивающей помощи детям с инвалидностью на благотворительной основе.
Расходные материалы и оборудование, использованное в рамках занятий приобретается за счет средств пожертвований в фонд.