Приключение в Африке для детей с инвалидностью

19 мая 2023 года состоялись комплексные коррекционно-развивающие занятия с детьми с инвалидностью, в том числе с детьми — сиротами, воспитанниками социального центра при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.

Занятие было организовано с инструментами арт-терапии и альтернативных средств коммуникации, включало в себя несколько форматов и различных методов декоративно-прикладного искусства. Дети познакомились с миром животных Африки, создали с помощью специальной техники рисунки животных, а также проведены занятия по коммуникации в игровой форме.

Данный формат занятий специально составлен специалистами фонда по коррекционно-педагогическому и психолого-педагогическому направлению и носит коррекционно-развивающий характер.

Информационная справка о методах и целях арт-терапии для детей.

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. 

Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты: Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы. 

Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. 

Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ. 

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. 

Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.

Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру». 

В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения и в процессе деятельности во время занятий. 

Иноземцева Екатерина, вице — президент фонда, специалист по коррекции, поделилась: «На наших занятиях Арт-терапии дети учатся работать в группе, коммуникации, приобретают навыки самостоятельности и мы стараемся составить программу занятий так, чтобы детям было интересно и желание создавать своими руками инструментами творчества, у детей развивается моторика, логика, мышление и пространственные отношения, а также они познают мир. На наших занятиях занимаются не только воспитывающиеся в семьях, но и дети — сироты из социального центра и они с радостью посещают занятия».

Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. 

Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе. 

Компетенции имеют комплексный состав: когнитивные — знания, которые усваивают дети; деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике; рефлексивные — трансформация новых знаний в умения.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии? 

Повышение самооценки и уверенности в своих силах. Снижение уровня стресса. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств. Преодоление возрастных кризисов. Решение семейных конфликтов. Повышение навыков коммуникации. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания). Проработка психологических травм. Преодоление фобий. 

Принципы интерпретации в арт-терапии 

Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали. 

Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка. Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии. 

Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. 

Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка. Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает. «В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе». 

Этапы арт-терапии 

Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать. 

Основной этап — работа с ребенком. 

Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша. 

Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор. Завершающий этап (терминация). 

Мероприятие организовано фондом в рамках коррекционно-развивающей помощи детям с инвалидностью на благотворительной основе.

Расходные материалы и оборудование, использованное в рамках занятий приобретается за счет средств пожертвований в фонд.