Сенсорная интеграция и ее роль в коррекции и развитии детей

Об этом и многом другом рассказала Екатерина Иноземцева на семинаре для студентов МПГУ Института детства Официальная группа МПГУ

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, вестибулярную и проприоцептивную.

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма.

Ежесекундно огромное количество сенсорных импульсов передаются от внешних и внутренних органов к мозгу еще до момента появления малыша на свет, а после рождения их количество возрастает во много раз.
Если ребенок рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Ребенок должен иметь возможность много самостоятельно двигаться, активно вступая в самые разные взаимодействия с миром. Копаться с утра до вечера в песочнице, лазать по деревьям, играть со сверстниками в “казаков-разбойников”, “прыгалки-резиночки” и другие активные игры. Все это было в нашем детстве, детстве наших родителей, бабушек и дедушек. И это то, чего катастрофически не хватает современным детям.

Именно отсюда — рост как снежный ком проблем со вниманием и обучением у школьников. Моторная неловкость, быстрая истощаемость нервной системы, эмоциональная неустойчивость…