Круглый стол «Особенности роста и развития ребенка в современной среде: вызовы и профессиональный взгляд»

26 марта 2024 г. в аппарате уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
сотоялся круглый стол на тему: «Особенности роста и развития ребенка в современной среде:
вызовы и профессиональный взгляд»

Модератор – Федорова Алёна Станиславовна, советник Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, ответственный секретарь Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Выступили:
11:00 – 11:20 Румянцев Сергей Александрович, руководитель рабочей группы «По вопросам здравоохранения» Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онкологии, гематологии и лучевой терапии Педиатрического факультета Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор
Особенности развития ребенка и здоровьесбережения в современных условиях

11:20 – 11:30 Пырьева Екатерина Анатольевна, заведующий лаборатории возрастной нутрициологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт питания и биотехнологий», доктор медицинских наук
Особенности пищевого поведения, влияющие на гармоничный рост и развития детей

11:30 – 11:40 Беляева Ирина Анатольевна, руководитель отдела преконцепционной, антенатальной и неонатальной медицины, врач-неонатолог НИИ педиатрии и охраны здоровья детей Научно-клинического Центра №2 Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В.Петровского», профессор РАН, профессор кафедры факультетской педиатрии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», доктор медицинских наук
Здоровье детей — основа здоровья семьи и общества

11:40 – 11:50 Чернов Вениамин Михайлович, профессор кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии Педиатрического факультета Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук
Влияние железодефицитных состояний на нейрокогнитивное развитие

11:50 – 12:00 Лорер Виктория Валерьевна, директор Федерального методологического и методического центра по развитию ранней помощи детям и их семьях Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, кандидат психологических наук
Значимость ранней помощи для развития ребенка в современном мире

12:00 – 12:10 Касаткин Владимир Николаевич, основатель Научно-исследовательского института развития мозга и высших достижений Российского университета дружбы народов, доктор медицинских наук, профессор
Особенности нейро-когнитивного развития ребенка в современных условиях. Моторный контроль. Технологии контроля и коррекции

12:10 – 12:20 Иноземцева Екатерина Михайловна, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, вице-президент Благотворительного Фонда Екатерины Иноземцевой, член координационного совета Общероссийского народного фронта по делам инвалидов, заместитель декана факультета дизайн МГУТУ им. К.Г. Разумовского, член рабочей группы нацпроекта «Ростуризма».
Диагностика нейрокогнитивного развития детей с использованием современных технологий и программных комплексов на примере комплексной социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе детей группы риска в системе ранней помощи. Проект реализуется при поддержке Фонд президентских грантов и партнеров.

В своем выступлении Иноземцева Е.М. обозначила:

  • Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ, как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества.
  • Социализации детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Кроме того, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития.
  • Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций.
    Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
  • Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер, средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задачи и сущности процесса социализации.
  • Фондом разработана и осуществляется «Программа комплексной социальной и социокультурной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов и их семей в системе «ранней помощи»» — это комплексный сервис оказываемых социальных услуг по социальной, социально-психологической, социально-педагогической реабилитации; социально-бытовой и социально-средовой адаптации, психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей), а также восстановительные мероприятия, постуральной коррекции с возможностью подбора и настройки ТСР для ребенка и базальная терапия. Поддержка Фонд президентских грантов
  • Программа направлена на укрепление социально-психологического статуса семей с детьми с ОВЗ и инвалидностью благодаря возможностям, реализуемым в рамках мероприятий и занятий по ранней помощи. На своем опыте мы убедились, что практика ранней помощи и комплексной социальной реабилитации, направленная на улучшение функционирования ребенка с нарушениями развития в повседневной жизни, укрепление его психического и физического здоровья и реализуемая усилиями родителей в домашней среде при поддержке специалистов, открывает большие возможности для улучшения жизни семьи, обретения родителями веры в своего ребенка, компетентности, устойчивости.
    Программа направлена на укрепление самостоятельности семей, имеющих детей с ОВЗ, инвалидность младенческого, раннего и младшего школьного возраста, в решении вопросов своего жизнеустройства, улучшения функционирования и социализации детей в программах комплексной социальной и социокультурной реабилитации т.е. ориентирован на повышение субъектности семьи — в интересах ребенка и семьи в целом.
  • В коррекционно-реабилитационной работе программы присутствует диагностический этап, который необходим для построения наиболее эффективной программы для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в развитии, двигательных возможностей, сильных сторон и дефицитов. 
  • Ранняя диагностика имеет исключительно важное значение для построения реабилитационной работы и прогноза.
  • Поделилась опытом проведения в Благотворительный фонд Екатерины Иноземцевой диагностикой нейрокогнитивного развития детей с использованием современных технологий и программных комплексов (см.скриншоты презентации).

Вывод:

  • ТО, как и когда была проведена качественная и комплексная диагностика ребенка (семьи) командой специалистов, как правило мультидисциплинарной командой зависит эффективность реабилитационных мероприятий и дальнейшее развитие ребенка и его интеграция в общество.
  • Нейрокогнитивное развитие включает основные компоненты мыслительных процессов — внимание, восприятие, память (усвоение, сохранение, использование информации), зрительно-моторную координацию (праксис, двигательный консенсус), аналитикосинтетическую деятельность (гнозис).

Постулат комплексных мер по реабилитации (абилитации) ребенка с ОВЗ и инвалидность:
ДИАГНОСТИКА
КОРРЕКЦИЯ
РАЗВИТИЕ