Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Выделяют несколько этапов обучения.
Этапы обучения.
- 1 этап — (младший возраст) — ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.
- 2 этап — (средний возраст) — учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.
- 3 этап — (старший возраст) — дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.
- 4 этап — (подготовительная группа) — рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
- — совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
- — образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);
- — план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам — командами);
- — рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»
- — модели для составления рассказа (пиктограммы — условное обозначение);
- — вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);
- — указания (например, «говори выразительно»)
В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на этой картине?» — называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом «Что это?» — требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка просит научить рассказывать сказку про…». В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», запишем самые интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.